ВИТАЛИЙ ДОЛГОРУКОВ
к.ф.н., преподаватель Школы философии НИУ ВШЭ
Попытки доказательства нереальности времени (которые, например, предпринимались Дж. Мак-Таггартом) приводят к неизбежным противоречиям. Что могла бы значить нереальность времени для нашего повседневного опыта? Если времени нет, значит ли это, что можно сначала съесть салат, а потом приготовить его? Если времени нет — значит ли это, что совершенно невозможно куда-либо опоздать?
Время существует. Но каким образом? Вряд ли можно сказать, что время было придумано для удобства
. Для удобства был придуман, скажем, светофор, но мы можем представить, что однажды человечество решит отказаться от светофоров в пользу чего-нибудь более удобного. Можем ли мы представить, что люди вдруг договорятся — и времени не будет?
Человек не придумал время, но при этом мы не обнаруживаем времени среди вещей. Время, — отмечает И.Кант, — не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта
. Время логически предшествует нашему опыту, является, по словам Канта, априорной формой чувственности, необходимым представлением лежащим в основе всех созерцаний
. Что это значит? Проведем простой мысленный эксперимент. Представим, что чашка кофе падает со стола и разбивается. А теперь — попробуем представить это событие вне времени. У нас не получится.
Таким образом, мы обнаруживаем, что время скорее представляет собой то, что структурирует наш опыт, а не то, что было придумано для удобства
.
VITALY SHVEDCHENKO
программист
Так как вопрос задан в общих терминах, я бы привел на него слова Амиэля, изложенные Толстым в его последней книге:
«Время — это только приспособление, посредством которого мы постепенно видим то, что действительно есть и что всегда… Глаз не видит шара всего сразу, хотя шар существует весь сразу. Для того, чтобы глаз видел шар, нужно чтобы шар вертелся перед глазом, который смотрит на него. Так и мир развертывается, или как будто развертывается перед глазами людей во времени. …нет времени: что будет, то есть. Время и пространство — это раскрошение бесконечного для пользования им существами конечными.»
Иными словами, человек время не придумывал, человек в нем появился и существует, и без него себя не мыслит. Для человека время есть, а для камня нет.