Лица, которые были воскрешены после клинической смерти, часто сообщают о необычном и глубоком восприятии, которое они испытывали в состоянии близкой смерти. Эти переживания бросают вызов научному и религиозному мышлению. Некоторые визуальные элементы переживаний, близких к смерти (NDE), напоминают один тип глазных поплавок, «блестящая структура плавает». Тезис этой статьи состоит в том, что флоатеры и другие энтоптические феномены являются феноменами сознания, которые продолжают существовать в состояниях близкой смерти — и, возможно, даже после смерти.
Что такое опыт «около смерти»?
Истории людей, близких к их смерти, известны из многих культур и времен. Для западных людей прошлых веков явления, близкие к смерти, свидетельствовали о существовании неба и ада. В конце XIX века такой опыт стал центром исследований отдельных ученых. Но только во второй половине XX века это явление натолкнулось на более широкий научный и общественный интерес. После предварительной работы таких исследователей, как Элизабет Каблер-Росс, Рассел Нойес и Роберт Кроокал (ср. Коразза 2008), философ и психиатр Раймонд Муди опубликовал в 1975 году свою книгу «Жизнь после жизни». Он стал бестселлером и начал популяризацию Подданных смерти и смерти, которые в то время были жестко запрещены в западных обществах. Людям из всех социальных классов было предложено разделить свои встречи со смертью. Такое развитие событий привело к постоянному увеличению количества отчетов о НСП за последние тридцать лет.
Согласно различным исследованиям (см. Schick / Vaughn 2010), от 18 до 60% пациентов, перенесших серьезную аварию или остановку сердца, испытывают сенсорные и когнитивные впечатления во время их «клинической смерти» — впечатления, которые Муди коллективно называет «почти смертельным опытом» «(NDE). В литературе этот термин иногда ограничивается «смертоносными видениями», которые испытывают больные и немощные люди на заключительном этапе умирающего процесса. Moody, сравнив десятки счетов, близких к смерти, описывает несколько элементов, которые обычно включают в себя NDE:
«Человек умирает, и, дойдя до точки наибольшего физического изнеможения, он слышит, что его доктор мертв. Он начинает слышать неудобный шум, громкий звон или жужжание, и в то же время чувствует себя очень быстро движущимся по длинному темному туннелю. После этого он внезапно оказывается вне своего физического тела, но все же в непосредственной физической среде, и он видит свое тело издалека, как будто он зритель. Он наблюдает за попыткой реанимации с этой необычной точки зрения и находится в состоянии эмоциональных потрясений. Через некоторое время он собирает себя и привыкает к своему странному состоянию. Он замечает, что у него все еще есть «тело», но одно из совершенно другого характера и с очень разными полномочиями от физического тела, которое он оставил. Вскоре другие вещи начинают происходить. Другие приходят, чтобы встретиться и помочь ему. Он мельком видит духи родственников и друзей, которые уже умерли, и перед ним предстает любящий, теплый дух, которого он никогда не встречал раньше — бытие света. Это вопрос задает ему вопрос, невербально, чтобы заставить его оценить свою жизнь и помочь ему, показывая ему панорамное мгновенное воспроизведение основных событий его жизни. В какой-то момент он обнаруживает, что приближается к какому-то барьеру или границе, видимо представляя предел между земной жизнью и следующей жизнью. Тем не менее, он считает, что он должен вернуться на землю, что время его смерти еще не настало. В этот момент он сопротивляется, потому что к настоящему времени он занят своим опытом в загробной жизни и не хочет возвращаться. Его переполняют сильные чувства радости, любви и мира. Несмотря на его отношение, тем не менее, он каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и жизнями »(Moody 1975).
Этот модельный счет, основанный на каталоге повторяющихся элементов, вскоре был оспорен другими исследователями, которые расширили или сократили его (см. Knoblauch 1999). Этот факт показывает, что ОСП ни в коем случае не идентичны, но содержат как сходства, так и различия в отношении их содержания и последовательности элементов.
Индивидуумы испытывают состояние почти смерти как реальное и глубокое. Следуя NDE, они часто меняют свои взгляды, убеждения и ценности относительно своей среды, других людей, смерти и будущей жизни. Они часто начинают стремиться к более любящему и более социальному образу жизни, чем раньше. У некоторых людей ОСП, по-видимому, обладают улучшенными интеллектуальными или психическими способностями или спонтанно излечивают болезни. Даже некоторые религиозные или духовные движения вдохновлены опытом почти смерти. Отрицательные последствия проявляются реже, например, разочарование от того, что они снова сталкиваются с повседневными проблемами, или чувство одиночества из-за трудностей в обмене опытом и понимании связанными сторонами. И в случае отрицательных ОСП, страх людей от смерти может увеличиться (Corazza 2008; Greyson 2006; Horacek 1997).
Пояснения
Термин «близкая смерть» неспецифичен, поскольку он включает в себя несколько элементов, которые обнаруживаются не только в ПСП, но и в других измененных состояниях сознания. Подобные явлениям, связанным с смертью, могут быть вызваны чрезмерная усталость, шаманская или медитативная практика, тренировка на центрифуге для пилотов (синдром G-LOC), длительная социальная изоляция, сенсорная депривация, сновидения, изменение разума растений и веществ (сообщается, Индуцированный кетамином и диметилтриптамином, DMT). В литературе сходства или различия между этими событиями и ПСП выделяются, принимаются или отвергаются в зависимости от позиции автора (Corazza 2008; Strassman 2006; Grof / Halifax 1977; Moody 1975). Соответственно, в настоящее время циркулируют несколько гипотез о природе и значении НСП; До сих пор ни одно из них не могло быть доказано или отвергнуто:
1) Биологическая теория
Согласно этой материалистической теории, нет никакого сознания или души, которые могли бы существовать без физического тела. Элементы ПСП, следовательно, понимаются как различные физиологические процессы в моменты физической смерти: недостаток кислорода и коллапс тормозных механизмов в мозге (сверх) стимулируют нейронную активность зрительной системы и приводят к восприятию света и Туннельные формы; Стимуляция лимбической системы и высвобождение нейротрансмиттеров, таких как эндорфины, отвечают за опыт обезболивания, мира, любви и эйфории; Переживания вне тела (OBE), обзоры жизни и восприятие потусторонних ландшафтов являются результатом стимуляции височной доли мозга, неврологически освобождающих воспоминаний и вызывания галлюцинаций и процессов деперсонализации. Скептики также подчеркивают, что изучение НСП не дает представления о смерти и возможных формах существования в будущем, потому что временная «клиническая смерть» не должна приравниваться к окончательной смерти (необратимая гибель тканей) (ср. N / a 2009; Blackmore 1993, 2005; Blackmore / Troscianko 1988).
2) Культурно-историческое объяснение
Описания или исследования феномена NDE часто подразумевают универсалистские предположения. Наиболее заметной является идея, что все ОСП содержат одни и те же или похожие элементы или восприятия в одной и той же или аналогичной последовательности. В то время как биологи вносят свой вклад в эту идею, утверждая универсальное функционирование мозга, религиозно или духовно вдохновленные люди признают сходства в ПСП во всех культурах, чтобы подтвердить универсальную правду их соответствующих версий будущей жизни.
Тем не менее исследователи, близкие к смерти, не согласны с тем, какие элементы ОСП следует рассматривать как центральные или даже универсальные. Для содержимого отчетов NDE существенно различаются в зависимости от времени и места. Например, такие элементы, как OBE, движение в туннеле и обзор жизни, типичны для современных западных NDE, но незначительны в отчетах о состояниях, близких к смерти от прошлых или других культур (Knoblauch 1999; Kellehear 1996). Но ученые-культурологи также устанавливают сходство в ПСП: во многих прошлых и нынешних культурах индивиды в состояниях близкой смерти, вероятно, переходят в другие сферы, где они встречают умерших родственников или сверхъестественных существ. Эти другие миры имеют большое сходство с архитектурой, модой и социальной структурой повседневной среды людей. Кроме того, религиозные организации, которые часто появляются в NDE, известны из соответствующей культуры. Это предполагает, с одной стороны, что ПЗС не зависят от культурных особенностей, в то время как, с другой стороны, ПСП могли вдохновлять традиционные концепции загробной жизни. ОСП, танатология и история религии или культуры, по-видимому, взаимодействуют в сети взаимного влияния (Shushan 2009; Corazza 2008, Athappilly и др., 2006; Knoblauch 1999; Kellehear 1996).
3) Теория выживания
Оба подхода, основанных на биологической редукционистской и культурной истории, отрицают или игнорируют вопрос о продолжении существования сознания после физической смерти. Тем не менее, для большинства людей с NDE нет никаких сомнений: они непосредственно ощутили, что смерть не является окончанием их существования. Они поддерживаются такими исследователями, как Элизабет Каблер-Росс, Раймонд Муди, Кеннет Ринг и другие, которые понимают ОСП как сильное указание (если не доказательство) на существование человеческого сознания (духа, души) без физического тела (ср. Кук и др., 1998). Теория выживания не привязана к какой-либо конкретной религиозной или духовной традиции. Несмотря на то, что ООП могут содержать изображения в культурной форме, заинтересованные лица часто удивляются тому, что их опыт не соответствовал их религиозным ожиданиям (Moody 1975, с. Corazza 2008). Тем не менее, индивидуумы склонны интерпретировать свои NDE с точки зрения их религиозной принадлежности. Поэтому христиане часто находят свидетельства о небе и аде в своем NDE; Восприятие интенсивного света часто ассоциируется с Богом, Иисусом или даже — как предлагают некоторые христианские критики — с «Люцифером» (от латинского «принесшего свет») (Rawlings 1987, ср. Knoblauch 1999).
Рисунок 1: Данте и Беатрис смотрят на эмпирей, высшие небеса. NDE вдохновила или вдохновляет (?) Сцену из «Божественной комедии» Данте Алигьери, иллюстрируется Гюстав Доре.
4) Мистическая или духовная теория
Даже не допуская дуализма разума и тела и теории выживания, ПСП можно интерпретировать как духовно-релевантные переживания. Элементы, такие как опыт мира, любви и чувства безопасности, невыразимость опыта, присутствие сверхчеловеческой сущности, трансцендентность времени и пространства, восприятие яркого света или бытия света — такие аспекты подобны описаниям Бога переживает мистиков-мистиков многих культур. Одно из очевидных различий состоит в том, что, как правило, переживающие прихоти не искали мистического опыта (Grof / Halifax 1977, Zaleski 1993, Cressy 1994, Greyson 2006).
Экстатически-энтоптическая теория
Экстатически-энтоптический взгляд, который я предлагаю, является вариацией мистической или духовной теории, но также включает аспекты других вышеупомянутых объяснительных подходов. Он основан на мистических учениях провидца-эмментала, Нестора, с которым я оставался и много лет учился (ср. Таусин 2009).
Экстази и «пупок»
Чтобы понять экстатически-энтоптическую интерпретацию ПСП, мы сначала должны знать роль экстаза и энтоптических явлений в учении Нестора. По его словам, люди строят свой мир, превращая энергию в конкретные природные и культурные явления, которые мы знаем из нашей повседневной жизни. Поток и результат этой трансформации формируется нашим психологическим и культурным влиянием — состоянием сознания. Через определенный стиль жизни и практики мы можем увеличить поток энергии и освободиться от привязанностей к мирским явлениям. Как следствие, высвобождение энергии усиливается и становится более прямым благодаря чувствам шика экстаза. Это, в свою очередь, изменяет наше познание и восприятие. Например, явления абстрактного света будут интенсифицироваться и происходить чаще в нашем субъективном поле зрения. Нестор и его друзья-провидцы сообщают о сети светящихся сфер и струн, которую он называет «сияющей структурой сознания». На ранней стадии развития видения и сознания эти сферы и струны могут восприниматься как так называемые «глазные поплавки» или «энтоптические явления» (с. Tausin 2012a). Высвобождая экстатическую энергию через экстаз, наше сознание движется вперед в этой сияющей структуре. В этом путешествии мы достигнем нашего индивидуального «пупка» — уникальной сферы, к которой мы привязаны. Эмментальные провидцы утверждают, что наше сознание непроизвольно приближается и даже входит в пуп в состояниях интенсивного сознания и глубокой релаксации, а также при засыпании и при смерти. Приближение к пупку во время жизни является целью мистического пути в сияющей структуре (Tausin 2011a, 2010a, 2010b, 2009).
Таким образом, с точки зрения экстатически-энтоптической точки зрения, умирание означает освобождение всей жизненной энергии от тела. В западной древней и библейской традиции это называют пневмой или спиритом, дыханием или душой-дыханием, которое покидает тело. С точки зрения физиологии, этот выпуск отражается массивным случайным обстрелом нейронов (см. N / a 2009). В этом процессе визуальное восприятие значительно изменяется и может быть грубо дифференцировано на две фазы: на первой фазе индивидуумы будут видеть явления абстрактного света, например, движущиеся в структуре ярких сфер и струн или движущиеся через ряд сфер или через Темный туннель к светящемуся шару. Во второй фазе, когда высвобождение энергии уменьшается, эти феномены абстрактного света превращаются в образные образы, которые формируются культурой и средой обитания человека. Это соответствует концу полета индивидуального сознания, попадания в состояние сна и попытке построить стабильный мир снова. Эти две фазы — первая абстрактная или легкая фаза, которая постепенно сливается во вторую, фигуративную фазу — особенно известны из культур с шаманскими традициями и экспериментальными исследованиями с галлюциногенами (например, Reichel-Dolmatoff 1975, 1978; Lewis-Williams / Dowson 1988; cp .Tausin 2012b). Тибетская Книга Мертвых (Bardo Thodol), например, под влиянием шаманской традиции Бон, утверждает, что умерший будет воспринимать «ясный свет» в первом бардо или промежуточном состоянии, а затем, как правило, испытывает фигуративные сцены; Текст читается умершему, чтобы вести его через различные иллюзорные образные образы и побуждать его следовать ясному свету (Rinpoche 1996). Современный западный пример двухэтапного психоделического путешествия станет заключительной последовательностью «2001: Космическая одиссея» Стенли Кубрика: «Космонавт Дейв Боумен пролетает сквозь звездные врата и испытывает поток абстрактных и цветных огней, медленно сливающихся в ландшафты и в конечном итоге В полностью меблированный космический гостиничный номер, где он видит себя умирающим и возрождающимся.
Продолжительность и интенсивность абстрактной фазы зависит от индивидуального сознания: как правило, она длительная и более интенсивная в энергичных, открытых мыслящих и сознательных индивидах, тогда как люди менее энергичные и сознательные испытают свой (конечный) экстаз скорее как ряд Образные образы. Этот общий процесс не исключает случаев внезапно меняющихся состояний сознания. Это предлагается в отчетах NDE, в которых последовательность изменяется на обратную или образную, а абстрактные изображения чередуются, например, появление искупительного света во время «адских видений» (см. Rawlings 1987) , Или, согласно Тибетской Книге Мертвых, общая способность души к осознанию ясного света даже в бардо, которые содержат фигуративные образы и видения.
Яркие структурные плавающие элементы в NDE?
Таким образом, экстатически-энтоптическая теория предполагает, что абстрактное содержание визуального восприятия в ПСП соответствует восприятию энтоптических явлений в измененных состояниях сознания. Чтобы поддержать этот тезис, мы более подробно рассмотрим этот контент и его сходство с одним конкретным видом энтеротиков, сияющая структура плавает.
Абстрактные формы — сферы и трубки
Типичные структуры плавающих объектов встречаются в нескольких элементах NDE. Например, существуют описания трубчатых или нитевидных структур. Например, Ролингс описывает опыт человека в следующих словах:
«Двигаясь с большой скоростью через сеть большой яркости, он описал прохождение того, что, казалось, было сеткой светящихся нитей. После того, как он остановился, эта яркая светимость стала ослепляющей по интенсивности и истощала его энергию. Не было боли и неприятных ощущений. Сетка превратила его в форму вне времени и пространства »(Rawlings 1991).
Другим элементом является психическая «пуповина», отмеченная Робертом Крукаллом, британским пионером в клиническом исследовании NDE. Опытные неоднократно сообщают об упругой «веревке» или «нити», которая появляется между ними и их физическим телом. В своей интерпретации Crookall обращает внимание на подобные явления в тибетской культуре — «прядь», существующую между телом души и физическим телом, — и «серебряным шнуром», упомянутым в Екклесиасте 12: 5-7. По его словам, этот шнур соединяет индивидуальное сознание или душу с физическим телом (см. Steiger / Steiger 2003; n / a 2010a). Опять другой и часто упоминаемый элемент движется по трубчатой структуре, которая может соответствовать «сияющей структуре» сознания. Согласно экстатически-entoptic тезису, разумно предположить непрерывность между абстрактными и довольно образными формами этой трубчатой структуры: в зависимости от индивидуального уровня или состояния сознания движение души через сияющую структуру может быть испытано в Довольно абстрактные (трубчатые, туннельные) или образные (путь, река и т. Д.) Способом (ср. Шушан 2009; Апапилли и др., 2006; Knoblauch 1999; Kellehear 1996). Поэтому я предполагаю, что опыт туннелей является центральным элементом NDE на протяжении истории и культуры. В любом случае знаменитая картина «Восхождение Блаженных» голландского художника Иеронима Босха (1450-1516) доказывает, что туннельный опыт известен на протяжении веков.
Рисунок 2: Иеронимус Босх: Восхождение к Блаженному (1500-1504), масло по дереву, 87×40 см
Туннель на этом изображении показывает некоторые детали, которые приводят к рассмотрению другой формы поплавка, сферы: туннель Босха, кажется, разделен на несколько сегментов. Это соответствует многочисленным отчетам об NDE, в которых сегменты или стенки туннеля воспринимаются как сферы (например, «сферический», «круглый» и т. Д.). Один из опрошенных Moodys сказал, что после чувства покоя и вполне, она оказалась «в туннеле — туннеле концентрических кругов» (Moody 1975). Аналогичным образом немецкий певец и близкий к смерти экспериментатор Анке Хахфельд (Mila Mar, MiLù) описывает этот туннель как «освещенный ярким светом, пространственно ограниченный мягкими круглыми пенообразными формами», она пишет: «Я пролетела сквозь цветной софт Сфер «(Anke n / a).
Рисунок 3: Достижение яркой сферы в конце туннеля
Даже за пределами этой трубы или туннеля в ССП упоминаются (концентрические) сферы или ряды сфер. Это подтверждается исследованием взаимосвязи между ОСП и так называемыми шарами; Шары — прозрачные светящиеся сферы на фотографиях, которые часто интерпретируются как души мертвых (ср. McFetridge 2008; Williams 2007; Tausin 2007, 2008). Факт в том, что светящиеся и цветные сферы часто наблюдаются в NDE, иногда вместе с восприятием образных образов, таких как здания или человекоподобные существа. Кроме того, существа света часто воспринимаются как светящиеся и подвижные сферы, которые иногда меняют свою форму на антропоморфные фигуры. Некоторые исследователи даже сообщают о «миллионах сфер света» (Williams 2007).
Рисунок 4: Сцена из египетской Книги Мертвых (Папирус Анхай): Мумия лежит на самой верхней ступеньке небесной лестницы и наблюдает «глубины пространства», символизированную восемью белыми дисками на синем фоне — сияющие сферы в Загробная жизнь? (Champdor, 1977).
Сфера связана не только с туннелем и существом света, но и с телом переживающего: во время ОСП отдельные люди осознают, что у них есть новое тело с расширенными возможностями познания, восприятия и движения. Это тело может иметь форму как человека, так и сферы, — оно также может трансформироваться из одного в другое. Некоторые переживающие смерть люди чувствуют себя окутанными сферой (ср. Williams 2007; Rawlings 1987; Moody 1975).
Свет и тьма
Рисунок 5: Свет в темноте.
Свет и тьма также являются ключевыми элементами, которые упоминаются как в современном NDE, так и в древних представлениях о загробной жизни (Shushan 2009). Часто восприятие или ощущение темноты связано с падением души, преисподней или ада. Напротив, свет символизирует восхождение души и небесных обителей. Свет и тьма кажутся разделенными, но оба могут происходить в одной визуальной сцене. Например, в темноте может появиться свет, часто описываемый как чистый белый свет, который усиливается, когда к нему подходит индивидуальный свет. Кроме того, свет может сопровождаться фигуративными и конкретными образами — некоторые переживающие персонализируют свет как божественное существо и помнят, что у него была какая-то ментальная беседа с этим светом. Аналогичные процессы наблюдаются с флоатерами: как свет, так и темнота являются частью сияющей структуры, так как принцип ядро-окружение делит структуру на светлые и темные области. Таким образом, поплавок можно воспринимать как темный, как непрозрачность (стекловидного тела). Но, как сказано выше, чем более экстатическая энергия дается в эту структуру — в зависимости от интенсивности сознания — тем более яркой она становится. Возможно, эти связанные с энергетикой восприятия света и тьмы продолжаются в NDE.
Движение (эффект масштабирования, прыжки)
В интенсивных состояниях сознания и моментах экстаза в визуальном восприятии могут возникать «эффекты зума» (Tausin 2010a): воспринимаемый объект загорается и «приближается» довольно резко. Эмментальные провидцы понимают это явление как движение вперед сознания в сияющей структуре, к пупку. В NDE, когда сознание покидает физическое тело, часто возникают эффекты масштабирования. Например, при прохождении или пролете по туннелю, или через темную область в направлении яркого света. Иногда люди испытывают этот эффект на ранней стадии, когда видят земные вещи (ср. Moody 1975), другие видят или чувствуют приближающиеся к ним сферы (Jinny 2010). Существа света, часто в форме сфер, также ощущаются как сильно подвижные, «подпрыгивающие» или «завихряющиеся» (Williams 2007). Эти примеры указывают на непрерывность от продвинутого видения плавающих световых структур до светящихся сфер, появляющихся в NDE.
Вывод
Абстрактные элементы ОСП имеют много параллелей с энтоптическими явлениями. Поэтому возможно, что явления, такие как светящиеся плавающие структуры, воспринимаются в состояниях, близких к смерти. Если энтоптические явления понимаются в терминах физиологии, ОСП действительно будут иметь биологическое или физиологическое измерение (ср. Tausin 2011b). Было бы, однако, неправильно относить НДЭ к физиологии. Мы не знаем наверняка, являются ли физиологические процессы причиной или следствием сознания, или же мы лучше понимаем их как еще один уровень выражения сознания. Соответственно, возможно, что восприятие так называемых энтоптических явлений продолжается даже без физического тела. Измененные состояния сознания, такие как сны, мистический восторг и, как указывалось в этой статье, указывают на то, что сияющие плавающие структуры являются феноменом сознания, который может быть пережит с другим, более тонким телом. Если это так, то мы наблюдаем какой-то NDE при наблюдении или медитации на сияющих плавающих элементах структуры. Другими словами: фокусируясь на поплавках и исследуя их природу, мы имеем дело с чем-то, что, кажется, сохраняется не только в жизни, но и за ее пределами.
Рекомендации:
Фотографии взяты с веб-сайтов хостинга изображений, из научных публикаций (онлайн и печати) и / или из моей собственной коллекции (FT). Либо они лицензируются в соответствии с лицензией Creative Commons, либо их авторское право истекло, либо они используются в соответствии с доктриной закона об авторском праве «Zitatrecht», «честного обращения» или «добросовестного использования».