laliku.ru

Меню

Русалки: кем были эти существа на самом деле

В сказках разных народов истории о русалках были представлены с совершенно разных сторон.

В мультфильме Диснея «Русалочка» рассказывается о том, как прекрасная морская принцесса полюбила земного принца и что из этого вышло. Очень трогательная история, но стоит знать, что даже в сказке Ганса Христиана Андерсена, которая послужила первоисточником для мультфильма, дело обстояло совсем иначе. В датской сказке молодой русалке вырезают язык, рыбью кожу сжигают в костре, а сама она в конце концов тонет в морской пене, узнав о том, что ее избранник предпочел другую женщину.

С глубокой древности русалок боялись и обожествляли, представляя их то злобными морскими чудовищами, то помощниками людей, готовых выручить в трудную минуту. Вплоть до двадцатого века в существование русалок верили так же свято, как в бога, наделяя их множеством человеческих и не очень черт.

Восточнославянские русалки — женщины-утопленницы или просватанные девушки, не дожившие до своей свадьбы, хотя, по поверьям, среди них могут попадаться некрещеные дети и проклятые люди. Западноевропейские русалки — это существа-наследники древнегреческих тритонов и сирен. Античные наяды, нереиды и нимфы перешли к немцам никсами, к прибалтам — гуделками и ундинами. В шотландской мифологии есть существа, называемые шелками — человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками. Французские же русалки почему-то обладают змеиными хвостами.

Исследователь Терри Бревертон в своей книге «Фантасмагория» пишет, что самым первым морским обитателем, имевшим антропоморфные черты был Еа — вавилонский бог моря. Он имел нижнюю часть тела как у рыбы, а верхнюю как у человека. Несмотря на явную морскую ориентированность, бог успевал отвечать также за справедливый суд среди людей, быть покровителем искусства и науки. Позднее, его черты проявятся у греческого Посейдона и римского Нептуна.

Богиня Атаргатис на сирийской монете. Она держит яйцо, что символизирует защиту жизни и рождение новой.

Самой ранней женщиной-русалкой, по всей видимости, была древняя сирийская богиня Атаргатис — покровительница богатого урожая и семейного очага. Она имела рыбий хвост и женский торс. Сирийцы почитали богиню и приносили в ее святилища и храмы множество жертв, в том числе и человеческих.

Но никто из древних не был столь виновен в дезинформации потомков, как великий римский натуралист Плиний Старший, чья «Естественная история» будет служить научной библией для многих поколений. И он включил в описание живых существ так называемых нереид — полурыб, полулюдей. Сам он их никогда не встречал, зато много слышал от уважаемых современников о встречах с морским народом. Легат Галлии писал императору Августу донесения о том, что нашел «значительное число» нереид на берегу Атлантики, которые по ночам выбирались на берег и даже залезали на корабли римлян.

Возможно, корни историй о нереидах стоит искать в греческой мифологии, где были сирены — красивые и злобные женщины-рыбы. Они заманивали моряков красивымы песнями, а когда те очарованные разворачивали свои корабли, то гибли на подводных скалах. Так, в поэме Гомера «Одиссея», главный герой, осведомленный о коварстве сирен, запечатал уши воском, чтобы не слышать их чарующего пения.

Таким образом, в позднюю европейскую мифологию русалка вошла очень противоречивой личностью. С одной стороны это красивая и сильная дева-богиня, с другой — жестокий морской монстр, ищущий жизней людей. Во многом, популяризации образа русалки помогли средневековые картографы, которые рисовали их в области неизвестных морей. Так, вокруг Скандинавии, было не счесть мест, где можно повстречать русалку, причем с самым разным исходом — от верной смерти до богатого улова.

В скандинавских странах считалось, что предками людей были тюлени, и поэтому любой мужчина вполне может взять в жены русалку, предварительно украв и спрятав ее вторую кожу.

Популяризации мифа о русалках способствовало утверждение, имевшеее хождение в средневековье. Оно гласило, что у каждого земного животного должен быть свой аналог в море и люди не ислючение. Таким образом, жители суши были изначально уверены в существовании морских людей, а свидетельства не заставили себя ждать.

В середине 16-го века французский натуралист Гийом Ронделет якобы выловил в море двух особей, которых немедленно классифицировал, используя церковыне термины. «Морской монах» имел человеческое лицо, гладкую глову без волос и традиционный большой рыбый хвост в нижней части туловища. «Морской епископ» был похож по описанию, но при всем при этом передвигался в епископской рясе, чем и заслужил свое наименование. Доклад о находке был доставлен королю и внесен в ежегодный отчет научного общества, став важным историческим документом в деле русалок.

Немецкий естествоиспытатель Георг Вильгельм Стеллер не догадывался, что его морская корова исчезнет уже через 200 лет после открытия и миф о морских людях сыграл в их истреблении далеко не последнюю роль.

Кривая наблюдений русалок резко пошла вверх вместе с началом эпохи Великих географических открытый. Повидать мифическое существо удалось даже экспедиции Колумба. В 1493 моряки наблюдали существо у берегов современной Доминиканской республики. В 1614 году исследователь Северной Америки Джон Смит сделал в дневнике запись о наблюдении морского существа с длинными зелеными волосами, отметив что они «делают ее крайне непривлекательными». Скорее всего, моряк наблюдал ламантина, коих в то время в северных водах было не счесть.

Окончательно истребить миф о русалках смог только научный прогресс и тщательная классификация морских животных, среди которых не оказалось антропоморфных существ. Тем не менее свидетельства о встречах с русалками продолжают поступать, что говорит о том, что миф оказывается сильнее науки.