Самая грандиозная скульптура из всех что когда-либо создавал человек находится в Египте. Это Сфинкс — лев с человеческой головой. Размеры Сфинкса: 72 м в длину, 11,5 м в плечах и достигает 20 м в высоту. На протяжении многих веков он возлежит на высоком пьедестале перед пирамидой Хефрена, обращая свой задумчивый взор на восток вдоль 30-й параллели.
В XIII столетии Абдул Латиф, врач, философ, путешественник, писал: «Его лицо (Сфинкса) прекрасно, а рот несет печать изящества». Огромная статуя вырублена из известнякового монолита, образующего скальное основание плато в Гизе. На его лице застыла загадочная полуулыбка. По какой причине древние скульпторы выбрали именно это место? Откуда взялся образ, высеченный из скалы, и самая главная загадка — какую тайну хранит Сфинкс?
Одна из главных тайн — таинственное молчание, окружающее Сфинкса. В древних папирусах упоминаются строители пирамид, и даже приведены сведения о количестве лука и чеснока, съеденного рабами при их постройке, но не найдено ни одного упоминания о Сфинксе. Лишь через 400 лет после Хефрена вдруг становятся известными иерографические тексты, в которых великого Сфинкса называют «шепес анх», что в переводе означает живой образ. К сожалению, логического объяснения этому феномену наука так и не нашла.
Немного позднее жители Египта начали отождествлять Сфинкса с богом Хармахисом. Тогда же появилась легенда, в которой рассказывается, что огромный хищник никогда не спит, охраняя покой пирамид. Ночью он может видеть лучше, чем днем, потому как в этом ему помогает сам Космос.
Самая свежая информация пластиковая межкомнатная дверь у нас.
В другом древнем мифе говорится о том, что Сфинкс должен следить за восходом солнца, вращением планет и Сириусом. В обмен на это ему надо приносить жертву. В эпоху Нового царства, приблизительно в 1500 году до н. э., постепенно начинает зарождаться абсолютно новый культ Сфинкса. Фигуры льва с головой человека стали производить массово, но гораздо меньших размеров. Появляется целая аллея сфинксов.
К этим временам относится и появление в греческих сказаниях, сказках и легендах упоминаний о льве с головой мужчины, который бродил по дорогам недалеко от Парнаса и съедал всех, кого встречал на своем пути. Если жертв было мало, он подходил к городским воротам и громогласным рыком требовал новой дани. Со временем он начал ассоциироваться и с другими легендарными чудовищами: лернейской гидрой, цербером. Хотя позже Сфинкс превратился в крылатое чудовище с головой женщины и назывался Сфинга.
Она жила неподалеку от Фив и убивала всякого, кто не смог отгадать ее загадку: кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех? (Человек в младенчестве, зрелом возрасте и старости). Победить ее смог только Эдип. Он отгадал загадку и стал царем Фив, как предсказывали олимпийские боги. С досады Сфинга бросилась со скалы и разбилась. Таким предстается Сфинкс в легендах и мифах.
Если обратиться к запискам Геродота о Египте 445 года до н. э., то мы не найдем в них ни одного слова о Сфинксе. До Геродота в Египте побывал Гекатей Мелецкий, а после него Гекатей Абдерский, а также знаменитый географ, историк и путешественник Страбон. Но и они не заметили статую Сфинкса. Хотя в древнегреческих мифах тез времен этот образ уже существовал. По какой причине о такой огромной статуе не упоминает ни один из путешественников? Ответ на этот вопрос можно найти в труде римского натуралиста Плиния-старшего «Естественная история».
В одной из глав он рассказывает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. Можно сделать вывод: ни Геродот, ни Страбон, ни другие путешественники не видели Сфинкса из-за толстого слоя песка. Эту же версию подтверждают и старые мифы, распространенные вначале среди египтян, а позднее — среди арабов. В них говорится о том, что Сфинкс — это живое существо, полубог, следящий за порядком.
Когда ему что-либо не нравится в поведении людей (раздоры, войны), он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок. Вышесказанное подтверждают современные исследования ученых. Огромная статуя временами в действительности покрывается песком выше головы и в наше время.
В конце XX столетия была обнаружена стела, текст которой составлялся в XV столетии до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. Для того чтобы пророчество сбылось, скульптуру откапывали почти целый год.
На основании этих фактов и явлений ученые сделали вывод, что Сфинкс был возведен намного ранее, чем это предполагалось раньше. О времени создания статуи существуют разные точки зрения. Египтологи по сей день так и не пришли к единому мнению. Елена Блаватская и Рерихи считают, что Сфинкс был создан атлантами 200 000 лет тому назад. Хорхе А. Ливрага, один из известных философов, считает, что потомки атлантов воздвигли Великую пирамиду, а через тысячелетие — Большого Сфинкса. Поданным Н. Н. Сыченова «Сфинкса начали строить 42,2 тысячи лет до н. э. и закончили через 1200 лет».
Американский ясновидящий Эдгар Кейси утверждал, что «пирамиды Хеопса и Сфинкс были построены между 10 490 и 10 390 годами до н. э». Многие ученые полагают, что водная эрозия, разрушившая известняковое основание Сфинкса, может быть точным указанием на дату создания этой гигантской скульптуры. Роберт Шох — профессор геологии Бостонского университета считает, что время создания Сфинкса лежит между 7 000 и 5 000 лет до н. э., потому что как раз в этот период над Египтом шли проливные дожди, которые могли вызвать эрозию. Джон Уэст выдвигает версию, что основная эрозия произошла в более ранний, дождливый период до 10 тысячелетия до н. э.
Некоторые ученые пытаются рассчитать время строительства Сфинкса по Библии, полагая, что эрозия могла быть вызвана потопом. Основываясь на описании погоды, которая стояла в Египте (сон фараона, разгаданный Иосифом), можно сделать предположение, что Сфинкс был построен около 2 820–2 620 лет до н. э. Эта версия подтверждается в арабской легенде, согласно которой пирамиды были построены для спасения египтян от Всемирного потопа. А Сфинкс был сооружен для того, чтобы заблаговременно предупреждать людей о возможности катастрофы. Именно потому взгляд Сфинкса всегда насторожен, а его третий глаз направлен в Космос.
Другие ученые отделяют время создания Сфинкса от времени строительства комплекса пирамид. Но против этого свидетельствуют древние и весьма устойчивые предания у разных народов: халдеев, греков, римлян, арабов. В этих легендах говорится, что под землей был устроен тайник и прорыт туннель, по которому жрецы проходили от Великой пирамиды к Сфинксу.
Остается загадкой, чье же лицо послужило моделью для создания Сфинкса. В научных кругах распространена версия о том, что Сфинкс — это изображение фараона Хефрена (Хафры), но в наши дни выдвигается ряд гипотез, подчас противоречащих друг другу. Профессор М. Ленер полагает, что «в компьютерной модели лицо Хефрена идеально „садится“ на голову Сфинкса». Но тогда непонятным остается факт: по какой причине новая голова также имеет следы водной эрозии? М. Ленер сделал еще одно наблюдение: существует небольшое несоответствие между осью головы Сфинкса и чертами его лица. Голова направлена строго на восток, а черты лица несколько смещены к северу. К тому же голова статуи непропорционально мала по отношению к его телу.
М. Хоуп выдвинул версию, что Хефрен заменил оригинальную голову льва изображением собственного облика, и тогда время создания Сфинкса может быть отнесено к периоду между 7–5 тысячелетиями до н. э.
Гипотеза М. Ленера постоянно поддавалась критике. Поэтому в 1993 году в Египет был вызван лейтенант Френк Доминго, ведущий специалист из департамента Нью-Йорка, больше 20 лет занимавшийся составлением фотороботов подозреваемых лиц. Проведя тщательные исследования, Доминго высказал мнение о том, что Сфинкс — не Хафра. Возникает вопрос: почему М. Ленер и другие современные ученые связывают Сфинкса с Хафрой, настаивая на том, что их датировка временем IV династии Древнего Царства единственно правильная?
Одна из причин этого — слог, высеченный на гранитной стеле, располагающейся между передними лапами скульптуры. В 13-й строке этой надписи имеется слог Хаф. Один из ведущих английских филологов Томас Янг, специалист по расшифровке древнеегипетских иероглифов, предпринял попытку самостоятельно восстановить утраченную часть слова, предположив, что Хаф — это имя Хафра, и выдвинул версию о том, что Хафра и был создателем Сфинкса. Другой американский египтолог Джеймс Генри Брэстед в 1905 году сказал, что гипотеза Янга неправильная. Он по-другому истолковал эту надпись, объясняя, что Хафра не был создателем Сфинкса. Он только обновлял и расчищал его от песков. Эту же гипотезу поддерживает Гастон Масперо, директор отдела древностей Корейского музея.
Некоторые исследователи полагают, что Сфинкс — это изображение Имхотепа, который являлся основателем египетских династий и был великим зодчим, ученым, архитектором. Имхотеп родился в 2902 году до н. э. в эпоху Тельца. Знания этого человека были безграничными. Благодаря мудрости, глубоким познаниям в астрономии, философии, врачевании он стал главным жрецом Гелиополя и всего Египта, религиозным учителем.
Авторитет его был настолько велик, что его обожествляли, считая сыном бога Птаха, и поклонялись ему вплоть до эпохи Птолемея (II век н. э.). В имени Имхотеп имеется частица «хотеп», что в переводе с древнегреческого обозначает «жертвенный алтарь» и напрямую связано с сущностью функции мессии. Суть жертвы Имхотепа заключалась в том, что в комплекс пирамид в Гизе и в Сфинкса он вложил высшие знания, которые на протяжении многих столетий остаются непонятными и недоступными людям.
Долгое время Сфинкс был полностью занесен песком так, что на поверхности оставалась только его голова. Статуя столетиями претерпевала «увечья» от невежественных потомков. В XIV столетии его лицо изуродовал набожный шейх, таким образом он пытался исполнить завет Мухаммеда, который запрещал изображать лицо обожествляемого человека. Один из правителей Египта приказал отбить ему нос. Мамелюки стреляли по лицу Сфинкса из пушек, а наполеоновские солдаты упражнялись в стрельбе, выбрав мишенью глаза Сфинкса. Первоначально на голове статуи размещался царский урий, который имел вид приподнявшейся на лбу кобры. Праздничный плат, спускавшийся на плечи, отбит. От бороды Сфинкса остался жалкий обломок.
Среди загадок Сфинкса есть еще одна — это его удивительное расположение по отношению к линии горизонта. Анатолий Черняев в своей книге «Большой Сфинкс: знак беды» говорит о том, что гигантская статуя была высечена из скалы 12 500 лет тому назад во времена, когда еще существовала Атлантида. Тогда осуществлялся переход точки весеннего равноденствия из созвездия Девы в созвездие Льва. Эту гипотезу в своей книге «Тайна Сфинкса» подтвердили Р. Бьювэл и Г. Хэнкок. Их предположение ошибочно в силу того, что согласно этой теории у Сфинкса должно быть женское лицо.
Есть и другая версия, которая подтверждается рядом исследований. У Сфинкса тело Тельца, лапы Льва, потому ученые соотносят время его строительства с эпохой Тельца. Она взаимосвязана с созвездием Льва (летнее солнцестояние). Лицо Сфинкса связано с созвездием Водолея — символ человека, и обозначает зимнее солнцестояние, созвездие Тельца (весеннее равноденствие), созвездие Скорпиона-Орла (осеннее равноденствие).
Нужно отметить тот факт, что расположение великого Сфинкса выбрано не случайно. Он установлен в точности по оси восток-запад некрополя Гизы, и взгляд его направлен на восток. Сама гигантская статуя — это идеальный указатель равноденствия. Глаза ее направлены точно в то место, откуда восходит солнце в день весеннего равноденствия. Сам Сфинкс является частью древнего астрономического плана звездного неба, в который входили и пирамиды. Неоспорим тот факт, что Великую пирамиду проектировали и строили великие астрономы: она располагается точно на 1/3 от экватора до полюса.
С помощью компьютера была создана имитация неба над Гизой, которое соответствует 10 500 году до н. э. На горизонте, на высоте 9° 20, можно увидеть три звезды пояса Ориона, расположенные точь-в-точь как пирамиды Гизы на земле. А на восточной стороне неба появляется огромная статуя льва, копия которой находится на земле. Земным двойником горизонта неба служит горизонт Гизы, а великий Сфинкс находится буквально в пределах этого горизонта. Согласно древней легенде, описанной в «Книге мертвых», на плато спрятан великий секрет Осириса, который старался разгадать его сын, царь Гор: «вот нечто запечатанное, которое находится во мраке, помещенное в Ростау (пояс Ориона в небе). Рядом — огонь, внутри — эманация Осириса. Оно скрыто здесь с тех пор, как было им выделено и пало на песок пустыни…».
Если внимательно рассмотреть смоделированную карту неба на 10 500 год до н. э. в момент весеннего равноденствия, то сама его точка находилась примерно на 12° ниже лап созвездия Льва. Спроектировав это место на землю, его можно обнаружить как раз под лапами Сфинкса. Если правильно судить об этой информации, то именно там находится нечто важное, что пока еще скрытое от человека.
В начале 90-х годов XX столетия геологи, которые работали вокруг великого Сфинкса, обнаружили прямо под его лапами большую прямоугольную полость — туннель, существование которого предсказал американский ясновидящий Эдгар Кейси. Он говорил о том, что около 10 500 года до н. э. было создано огромное подземное хранилище, в котором собрана библиотека, вместившая мудрость атлантов, и имеется камера или проход от правой лапы Сфинкса ко входу в зал записей. Доктор Джон Керизель полагает, что Великую пирамиду и Сфинкса связывает туннель, который является дорогой к счастью. Это путь, идя по которому царь Гор мог увидеть астральную форму своего отца, т. е. Орион.
В «Текстах Пирамид» описан ритуал совокупления Осириса-Ориона и Исиды (Сириуса). Этот текст подкрепляет гипотезу о том, что камера Царицы в Великой пирамиде могла использоваться для ритуала символического совокупления с участием царя Гора (жреца), с одной стороны, и астральной формы богини Исиды, с другой. А в небе этот ритуал выражался в их соединении через южную шахту камеры, которая была нацелена на место прохождения Сириуса через меридиан. Не случайно в этот момент, по преданию, открывалась Великая дверь неба. В этот период на земле наставало время разлива Нила, которое несло жизнь жителям Древнего Египта.
Каждое утро солнце встает над Гизой, и уже многие столетия первым его встречает Сфинкс, пристально всматриваясь в линию горизонта. Дни превращаются в года и века, но одно неизменно — пирамиды и Сфинкс хранят код знаний о происхождении земной цивилизации. То, что было написано в глубокой древности, бережно сохранено предыдущими поколениями. Земля Египта проникнута тайной, которую преданно хранит Сфинкс.