laliku.ru

Меню

Есть ли еврейская загробная жизнь?

Иудаизм характеризуется двусмысленностью в отношении того, что происходит, когда мы умираем.

Что происходит после смерти?

Иудаизм в этом вопросе очень двусмыслен.Бессмертие души, грядущий мир и воскрешение мертвых — все это заметно в еврейской традиции, но логистика того, что эти вещи и как они соотносятся друг с другом, всегда была неопределенной

 

Еврейские представления о небе и аде — Ган Эден (Эдемский сад) и Гехинном — связаны с верой в бессмертие и / или грядущий мир, а также были развиты независимо от этих понятий.

Большинство еврейских представлений о загробной жизни развивались в постбиблейские времена.

Что говорит Библия

В самой Библии очень мало ссылок на жизнь после смерти. Шеол , недра земли, изображается как место мертвых, но в большинстве случаев Шеол кажется скорее метафорой забвения, чем фактическим местом, где мертвые «живут» и сохраняют сознание.

Понятие воскрешения появляется в двух поздних библейских источниках: Даниила 12 и Исаии 25-26.

Даниил 12: 2 — «Многие из тех, кто спит в земной пыли, пробудятся, некоторые — к вечной жизни, другие — к упрекам, к вечному отвращению» — подразумевает, что за воскресением последует день суда. Те, кто будет судить благосклонно, будут жить вечно, а те, кого судят злыми, будут наказаны.

Воскресение и Мессия

Однако в более поздних еврейских традициях не ясно, кто именно будет воскрешен, когда это произойдет и что произойдет.

Некоторые источники предполагают, что воскрешение мертвых произойдет во время мессианской эпохи . Другие указывают, что воскресение будет следовать мессианской эпохе. Точно так же, по мнению некоторых, воскреснут только праведники, а согласно другим, все воскреснут и, как подразумевал Даниил, последует день суда.

Даниэльский текст, вероятно, относится ко второму столетию до нашей эры, и в какой-то момент в течение последующих двух столетий в иудаизм вошла другая идея загробной жизни: бессмертие души, представление о том, что человеческая душа живет даже после смерти тела. В средние века еврейские мистики расширили эту идею, развивая теории о реинкарнации — переселении души .

Мир будущего

Мир грядущий ( olam haba ) — это самая распространенная еврейская идея, связанная с концом дней. Он появляется в ранних раввинских источниках как окончательная награда отдельного еврея (и, возможно, праведного нееврея). Талмуд содержит разрозненные описания Мира грядущего, иногда сравнивая его с духовными вещами, такими как изучение Торы, в других случаях сравнивая его с физическими удовольствиями, такими как секс.

Однако неудивительно, что неясно, что такое «Мир будущего» и когда он будет существовать. Согласно Нахманиду , помимо всего прочего, Мир грядущего — это эпоха, которую откроет воскресение мертвых, мир, которым будут наслаждаться праведники, заслужившие дополнительную жизнь. Согласно Маймониду , «Мир будущего» относится к периоду даже за пределами мира воскресших. Он верил, что воскресшие в конце концов умрут второй смертью, после чего души праведных будут наслаждаться духовным, бестелесным существованием в присутствии Бога.

Тем не менее, в других источниках, «Мир будущего» относится к миру, в котором живут сразу после смерти праведники — небо, Ган-Иден. С этой точки зрения, грядущий мир существует в некоторой параллельной вселенной.

Рай и ад

Действительно, понятие о рае и аде может быть самым неоднозначным из всех идей еврейской загробной жизни. Ссылки на Gehinnom как огненное место суждения можно найти в апокалиптической литературе периода Второго Храма . Талмуд украсил эту идею, утверждая, что Гехинн в 60 раз жарче, чем земной огонь (Berakhot 57b).

Самая ранняя ссылка на Ган Эден (Сад Эдема) и Гехином в паре — это, вероятно, раббиническое утверждение мудреца I века Йоханан бен Заккай : «Есть два пути передо мной, один ведет к Ган-Идену, а другой к Гехинному Berakhot 28b) ».

Тем не менее, остается много вопросов. Если источники, относящиеся к грядущему миру, имеют в виду Ган-Иден, то каков мир воскресшего? И если суд немедленно следует за смертью, тогда какая необходимость в суде, который последует за воскресением?

Хотя некоторые еврейские ученые пытались прояснить эти идеи, было бы невозможно примирить все еврейские тексты и источники, которые обсуждают загробную жизнь.