laliku.ru

Меню

Что мы знаем о смерти

Смерть это…

Что такое смерть? Мало кто из людей всерьез задумывался о природе такого явления как смерть. Зачастую мы не только не говорим об этом, но и стараемся не думать о смерти, потому как такая тема для нас не только грустная но и страшная. Нам с детства внушали: «Жизнь — это хорошо, а вот смерть это…. не знаю что, но уж точно что-то плохое. До такой степени плохое, что об этом и думать то не надо».

Согласно статистике, люди чаще умирают от старости и от болезней, которые с ней связанны, таких как рак и инсульт. Пальма первенства принадлежит болезням сердца, самая страшная из которых — инфаркт. От них уходят в мир иной, около четверти населения западного мира.

До какой степени мертв?

Четкой грани между жизнью и смертью не существует. “Нет магического момента, когда исчезает жизнь, – считает профессор Корнуэльского университета Р.Морисон, — Смерть более не является отдельным, четко ограниченным пределом, как детство или отрочество. Для нас становится очевидной постепенность смерти”.

Никогда ранее еще не было так сложно констатировать смерть, как сейчас, когда есть уже аппаратура, которая поддерживает жизнь. Эту проблему усугубила трансплантология, которая предполагает изъятие нужных органов после смерти человека. Во многих странах медики и ученые испытывают вполне объяснимую тревогу: всегда ли органы изымают у действительно мертвого?

Отбеливание зубов zoom 4 в москве отбеливание zoom 4 стоимость в москве. secumarket.ru

Между тем, еще одно исследование ученых показали, что смерть у живых существ, включая людей, распространяется, как волна от клетки к клетке. Весь организм не умирает сразу. После смерти отдельных клеток запускается химическая реакция, приводящая к распаду клеточных компонентов и накоплению молекулярного «мусора». Если такому процессу не воспрепятствовать, человек обречен.

Погребенные заживо

Страх быть погребенным заживо всегда был у людей во все времена. В викторианскую эпоху некоторые из гробов оборудовали специальными трубами, которые вели на поверхность, на тот случай, если человек оживет. В конце XVIII века французские доктора также были очень обеспокоенными вопросом преждевременного погребения. Ими было предложено создать во всех крупных городах Франции специализированные «морги ожидания». В наши дни практикуют видеонаблюдение, детектор движения и другое оборудование и сигнализацию, которая устанавливается в гробах. А множество историй об обмороках рабочих крематориев, во время кремации, которым приходилось видеть и слышать, как “покойники” вскакивали из гробов и неистово кричали, поглощаемые пламенем, по-прежнему разлетаются по свету.

Из таких пусть не очень достоверных, но леденящих кровь «ужастиков» становится ясным, до какой степени жизненно важно оснастить медицинскую практику надежным, абсолютным критерием определения смерти человека.

В прошлые века доктора применяли много интересных способов для определения факта смерти. К примеру, один из них состоял в том, что зажженную свечу подносили к различным частям тела, считая, что после прекращения кровообращения кожа не будет покрываться волдырями. Или — подносили к губам мертвеца зеркало. Если оно запотело — значит, человек еще жив.

С течением времени такие критерии как нет пульса, дыхания, расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет уже не могли полностью удовлетворить врачей по части достоверной констатации смерти. В 1970 году — в Британии в первый раз на 23 летней девушке, которая была признана мертвой, опробовали портативный кардиограф, который способен регистрировать даже очень слабую работу сердца, и с первого же раза прибор выявил у «трупа» признаки жизни.

Мнимая смерть

Однако умершим считается и тот человек, у которого мозг еще жив, но сам он при этом находятся в состоянии комы. Комой традиционно считают промежуточное состояние между жизнью и смертью: мозг больного не реагирует на внешние раздражители, сознание угасает, остаются лишь простейшие из рефлексов… Вопрос этот неоднозначный, и законодательные споры не прекращаются в отношении него до сих пор. С одной стороны, у родственников есть право решать, отключить ли такого человека от аппаратуры, которая поддерживает жизнедеятельность организма, а с другой — люди, продолжительное время находящиеся в коме, редко, но все таки просыпаются… Именно потому в новое определение смерти входит не только смерть мозга, но и его поведение, даже если мозг еще живой.

Нет страха перед смертью

Одно из наиболее обширных и общепризнанных исследований посмертных переживаний провели еще в 60-х годах XX столетия. Руководителем был психолог Карлис Осис из Америки. Исследование основывалось на наблюдениях лечащих врачей и медсестер, ухаживавших за умирающими. Выводы были сделаны на опыте 35 540 наблюдений за процессом умирания.

Исследователи пришли к выводу, что в большинстве своем умирающие страха не испытывали. Более часто наблюдали ощущение дискомфорта, боли или безразличия. Примерно у одного из 20 человек отмечали признаки душевного подъема.

Некоторые из исследований показали, что пожилые люди испытывают в меньшей степени тревогу при мысли о смерти, чем сравнительно молодые. Опросы большого количества людей преклонного возраста показал, что на вопрос «Боитесь ли вы смерти?» лишь 10 % из них ответили «да». Отметили, что пожилые люди думают о смерти часто, но с удивительным спокойствием.

 

Видения перед смертью

Особенное внимание Осис с коллегами уделили видениям и галлюцинациям умирающих. При этом подчеркнули, что это «особенные» галлюцинации. Все они носят характер видений, испытываемых людьми, находящихся в сознании и ясно понимающих происходящее. Причем работа мозга не искажалась ни седативными препаратами, ни повышенной температурой тела. Однако, непосредственно перед самим умиранием большая часть людей уже теряли сознание, хотя за час до смерти около 10 % умирающих все еще ясно осознавали окружающий мир.

Основной вывод исследователей был в том, что видения умирающих зачастую соответствовали традиционным религиозным концепциям — люди видели рай, небеса, ангелов. Другие из видений были были связаны с красивыми образами: удивительными пейзажами, редкими яркими птицами и т. п. Однако более часто в своих посмертных видениях люди видели своих ранее умерших родных, которые нередко хотели оказать помощь умирающему при переходе в мир иной.

Любопытней всего другое: исследования показали, что характер всех этих видений сравнительно слабо зависит от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболеваний, уровня образования и религиозности человека. Такого рода выводы сделали и авторы других работ, наблюдавшие людей, переживших клиническую смерть. Они тоже отмечали, что описание видений возвратившихся к жизни людей не связаны с культурными особенностями и зачастую не согласуются с принятыми в данном обществе представлениями о смерти.

Хотя, такое обстоятельство, возможно, легко бы смогли объяснить последователи швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Именно Юнг всегда уделял особенное внимание «коллективному бессознательному» человечества. Суть его учений очень грубо возможно свести к тому, что все люди на глубинном уровне являются хранителями общечеловеческого опыта, который у всех одинаковый, и который нельзя ни поменять, ни осознать. Он может «прорываться» в наше «Я» только через сновидения, невротические симптомы и галлюцинации. Потому, вероятно, глубоко в нашей психике в действительности «запрятан» филогенетический опыт переживания конца, и эти переживания у всех одинаковые.

Любопытно, что учебники психологии (к примеру, знаменитая работа Артура Реана «Психология человека от рождения до смерти») часто ссылаются на тот факт, что видения перед смертью, поразительным образом совпадают с теми, что описаны в древних эзотерических источниках. При этом подчеркивается, что сами источники были абсолютно неизвестны большинству людей, описавших посмертный опыт. Возможно осторожно сделать предположение, что это фактически доказывает выводы Юнга.

В момент смерти

Психолог и врач Реймонд Моуди (США), изучив 150 случаев посмертных переживаний, составил «полную модель смерти». Вкратце ее можно описать так.

В момент смерти люди начинают слышать неприятные шумы, громкий звон, жужжание. В то же самое время они чувствует, что с быстротой движутся через темный туннель. Потом человек замечает, что оказался снаружи своего тела. Он попросту видит его со стороны. После появляются духи умерших ранее родных, друзей и близких, которые хотят встретить и помочь ему.

Ни феномена характерного для большинства посмертных переживаний, ни видения тоннеля ученые не могут объяснить по сей день. Но предполагают, что за эффект тоннеля отвечают нейроны головного мозга. При умирании, они начинают хаотично возбуждаться, что и может создавать ощущение яркого света, а вызванное недостатком кислорода нарушение работы периферического зрения создает «эффект туннеля». Чувство же эйфории появляется в связи с тем, что мозг высвобождает эндорфины, «внутренние опиаты», снижающие ощущения подавленности и боли. Это приводит к галлюцинациям в тех частях мозга, отвечающих за память и эмоции. Люди начинают ощущать счастье и блаженство.

Внезапная смерть

О случаях внезапной смерти у ученых также есть немало исследований. Одно из наиболее известных — работа психолога Ранди Нойеса из Норвегии, выделившего стадии и для внезапной смерти.

Сопротивление — люди осознают опасность, испытывают страх и стараются бороться. Лишь только они осознают тщетность подобного сопротивления, страх пропадает, и люди начинают ощущать безмятежность и спокойствие.

Прожитая жизнь — проходит как панорама воспоминаний, сменяющих друг друга с быстротой, последовательностью и охватывающих все прошлое человека. Зачастую это сопровождается положительными эмоциями, реже — негативом.

Стадия трансцендентности — логическое завершение обзора жизни. Люди воспринимают свое прошлое со все большим отдалением. И наконец, они могут достичь состояния, при котором вся жизнь видится как единое целое. Вместе с тем, они удивительным образом могут различать каждую деталь. После этого преодолевается и этот уровень, и умирающий как бы выходит за пределы себя самого. Именно тогда он начинает испытывать трансцендентное состояние, иногда называющееся «космическим сознанием».

Каким бывает страх смерти

Страх смерти — какие могут быть причины? Возможно предположить несколько вариантов ответа, — говорит Елена Сидоренко, психоаналитически-ори­ентированный психолог. — Первое, это страх смерти как таковой, страх того, что она придет. Своя или близкого человека и т.д.

В этом случае, вероятней всего, речь идет о существовании фантазий, переполняющих внутренний мир субъекта, выплескивающейся и вмешивающейся в реальность. Согласно психоаналитическому толкованию, в таком случае уместней сказать о присутствии некоего желания, питающего и развивающего бессознательную человеческую фантазию. Это психическое содержание может уходить корнями в глубины далекого прошлого и нести звучание присутствия убийственного влечения (т.е. бессознательного желания убить, разрушить), отрицаемого человеком в силу социального неодобрения (так нельзя, не принято, могут наказать).

В другом случае возможен страх, как неопределенная тревога. Не углуб­ляясь во фрейдовскую теорию страха, отметим что у немецкого слова angst (страх) нет однозначного смысла. У этого слова нередко может иметься контрастное значение. В отличие от страха, как боязни чего-то, имеющей определенный объект, чувству тревоги характерно как раз отсутствие такого объекта. Имеется в виду своеобразное «предвкушение», предвосхищение переживания как такового.

И, в конце концов, имеет смысл затронуть страх смерти, как особенное состояние, устойчивую реакцию субъекта в травматической ситуации при потоке внутренних и внешних возбуждений, которыми субъект не в состоянии управлять. Это автоматическая реакция. Об этом писалось у Фрейда в работе «Торможение, симптом, страх». В этом случае речь идет о свидетельстве психической беспомощности человека. Это автоматически появляющийся страх смерти. Он представляет из себя спонтанный ответ организма на травматическую ситуацию или на ее повторение. Прототипом этого переживания становятся переживание младенца как следствие его биологической беспомощности.

Смерть как цель жизни

–Из психоаналитической практики нам известно, что страх смерти не есть базовый страх, — сказал известный петербургский психоаналитик Д.Ольшанский. — Потерять жизнь — это не то, чего боятся все люди без исключения. Для некоторых жизнь не имеет ценности, для кого-то она омерзительна до такой степени, что расстаться с нею выглядит как счастливый исход, кто-то мечтает о жизни небесной, потому земное существование видится тяжким бременем и суетой сует. Человеку страшно терять не жизнь, а то значимое, чем эта жизнь наполнена.

Потому, к примеру, бессмысленно применение смертной казни в отношении религиозных террористов: они и так грезят поскорей отправиться на небеса и встретиться со своим богом. А для многих преступников смерть как избавление от мук совести. Потому эксплуатация страха смерти для социальной регуляции не всегда оправдана: некоторые из людей не боятся смерти, а устремлены к ней. Фрейд рассказывал даже о влечении к смерти, связанное с понижением всех напряжений организма до нуля. Смерть представляет из себя точку абсолютного покоя и абсолютного блаженства.

В этом смысле, с точки зрения бессознательного, смерть это абсолютное наслаждение, полная разрядка всех влечений. Неудивительно поэтому, что смерть является целью всех влечений. Смерть, правда, может пугать человека, поскольку связана с утратой личности или собственного «Я» — привилегированного объекта, созданного взглядом. Потому многие невротики задаются вопросом: а что ждет нас после смерти? Что останется от меня в этом мире? Какая часть меня смертна, а какая обладает бессмертием? Поддаваясь страху, они создают себе миф о душе и о рае, где их личность якобы сохраняется после смерти.

Потому ничего удивительного в том, что люди, не имеющие этого собственного «Я», не обладающие личностью, не боятся и смерти, как, к примеру, некоторые психотики. Или японские самураи, которые являются не самостоятельными рефлексирующими личностями, а только как продолжение воли своего господина. Они не боятся лишиться жизни на поле боя, не держатся за свою личность, потому что изначально ее не имеют.

Отсюда, мы можем сделать выводы, что страх смерти носит воображаемый характер и коренится только в личности человека. Тогда как во всех остальных регистрах психики такого страха нет. Больше того, влечения стремятся к смерти. И можно даже говорить о том, что мы умираем именно потому, что влечения достигли своей цели и завершили земной путь.